Яндекс Директ

Главная
ИменаИсторияПоэт и паровозСпектакль - мечтаСтатья в "МК"
Новгородский театр на Международном театральном фестивале в Бергене (Норвегия)
В норвежском городе Берген был проведен очередной Международный театральный фестиваль. Присутствовали на этом мероприятии и представители российского театра. Так, Новгородский театр для детей и молодежи «Малый» с 31 октября по 4 ноября презентовал публике свой спектакль «Принц и дочь великана».

Гастроли Украинского театра в Москве
Недавно в столице закончились гастроли Закарпатского государственного русского драматического театра (Украина, г. Мукачево). Прежде чем приехать в Москву, театр показал свои работы во Владимире и Костроме. Такие спектакли, как: драма А. Дударева «Рядовые», трагикомедия А. Галина «Конкурс», мистическая комедия И. Фридберг «Дура, это любовь» и сказка для детей Е. Тыщука «Принцесса без горошины», пользовались успехом у российских зрителей.


Государственный Театр Наций Имена
Имена
   Государственный Театр Наций, основанный в 1987 году под названием Театр Дружбы народов, был призван объединять обширное союзное театральное пространство. В 1991 году, после распада Союза, получает нынешнее название — Государственный Театр Наций.
   Занимается организацией гастролей, подготовкой и проведением фестивальных программ, самостоятельной продюсерской деятельностью.
   За годы напряженной работы Театр Наций осуществил более 500 различных по масштабу и творческому характеру акций, представляя столичному зрителю лучшие образцы мирового искусства и работы молодых, пребывающих в начале своей творческой карьеры художников театра, как российских, так и зарубежных.
   В «золотом фонде» Театра Наций — «Король Лир» Тбилисского театра им. Руставели и «Дядя Ваня» Молодежного театра Литвы, «Братья и сестры» Санкт-Петербургского (б. Ленинградского) Малого драматического театра и «Вишневый сад» Бруклинской академии музыки, «Дорогая Елена Сергеевна» Душанбинского русского драматического театра и «Клоп» Белорусского театра музыкальной комедии, «Улыбнись нам, Господи» Вильнюсского малого драматического театра и «Игра любви и случая» Театра Нантер-Амадье (Франция), «Случай в зоопарке» Пермского нового молодежного драматического театра и «Музыка для живых» Тбилисского театра оперы и балета. Эти спектакли поставлены мастерами мирового уровня, такими как Роберт Стуруа, Лев Додин, Питер Брук, Эймунтас Някрошюс, Римас Туминас, Жан-Пьер Венсан, и режиссерами (ныне хорошо известными), чьи имена Театр Наций в ту пору только открывал столичным поклонникам Мельпомены.
   Среди неизменных приоритетов Театра Наций — искусство балета и современного танца. Театр Наций первым в истории России провел фестивали современного танца (1993, 1995 гг.), представив отечественному зрителю широкую палитру contemporary dancе: от работ опытных зарубежных компаний до мало известных в начале девяностых годов у себя на Родине российских хореографов, таких как Евгений Панфилов, Ольга Бавдилович, Татьяна Баганова (ныне признанных мэтров современного танца). Особое место в деятельности Театра Наций занимает форма бенефиса. Бенефициантами Театра Наций стали: мировая звезда, примадонна эстонского балета Кайе Кырб, блистательный танцовщик Вадим Писарев, хореографы Борис Эйфман, Борис Мягков, Евгений Панфилов, Светлана Воскресенская…
   Среди многочисленных программ Театра Наций еще две посвящены музыкальному театру — «Опера-парад» и «Оперная панорама». В вечерах первого цикла, проходивших в Рахманиновском зале Московской Консерватории, приняли участие звезды отечественной оперной сцены, получившие счастливую возможность выступать с сольными программами на протяжении сезона, а под его занавес принять участие в гала-концертах на сценах крупнейших музыкальных театров страны.
   Фестиваль «Оперная панорама» (1990) проходил в очень сложный для России период, когда страна искала новые точки опоры и новые пути развития. Но это было как нельзя более подходящее время для того, чтобы Его Величество Театр обратил свое внимание на вечное и прекрасное искусство оперы, поэтическая и глубокая природа которой обладает способностью выразить многозначность текущего момента и соотнести его с непреходящими ценностями бытия.
   Символично, что фестиваль «Оперная панорама» открывался и закрывался произведениями, написанными на исторические темы. На открытии прозвучала современная опера «Александру Лапушняну» Г. Мусти в постановке театра оперы и балеты Республики Молдова, повествующая о реальных событиях XVII века, которые сыграли важную роль в становлении молдавской государственности. В вечер закрытия был исполнен «Борис Годунов» М. Мусоргского в постановке Андрея Тарковского (совместная постановка Мариинского театра и театра Ковент-Гарден), за дирижерским пультом стоял Валерий Гергиев.
   Наряду с масштабными оперными спектаклями Театр Наций всегда уделял внимание камерным жанрам. Фестиваль моноспектаклей — еще одна из граней его многообразной деятельности. В рамках этой программы было представлено творчество известных российских артистов Владимира Рецептера, Бориса Левинсона, Риммы Быковой, Александра Филиппенко, Евгения Симонова, Сергея Юрского и их зарубежных коллег. При том, что Театр Наций постоянно знакомит российского зрителя с зарубежными коллективами, представляя широкую панораму европейского и американского театра, в круг его самых глубоких интересов всегда входило творчество республиканских театров, некогда составлявших СССР, и обладающая неисчерпаемыми творческими ресурсами российская театральная провинция.
   Наряду с театрами Кубы, Индии, Германии, Болгарии, Вьетнама, Монголии, Югославии, Польши, Чехии, Словакии, Румынии, Северной и Южной Кореи, США, Македонии, Хорватии, Китая, Японии, Франции, Великобритании (их спектакли увидели не только москвичи, но и жители других городов нашей страны) Театр Наций подарил столице встречи с театральными коллективами практически всех бывших республик Союза и многих городов России.
   Петербург, Пермь, Воронеж, Ярославль, Смоленск, Севастополь, Ульяновск, Новосибирск, Орел, Екатеринбург, Петрозаводск, Омск, Самара, Красноярск, Волгоград, Рязань — такова (неполная) «география» обширных российских интересов Государственного Театра Наций. Одним из особо любимых его детищ является Фестиваль театров малых городов России, который в нынешнем году прошел в третий раз.
   Благодаря усилиям Театра Наций представить свое искусство в столице получили возможность Кудымкар (Корми-Пемяцкий национальный автономный округ) и Нижневартовск, Таганрог и Братск, Златоуст и Магнитогорск, Советск и Туймазы (Республика Башкортостан), Сарапул (Удмуртия) и Великие Луки, Пятигорск и Новочеркасск, Елец и Шадринск и другие города России, для театров которых необычайно важно не только показать свои работы Москве, ощутить себя в более широком театральном контексте, но и принять участие в обсуждении спектаклей и конференциях с участием ведущих московских критиков, что практикуется во время проведения каждой фестивальной программы.
   Среди приоритетных программ Театра Наций, связанных с отечественной культурой — «Национальное достояние России». Театр представляет крупнейших российских режиссеров, актеров, художников российской сцены. Свои лучшие работы в Москве и других городах России показали бенефицианты Р. Мануковская из Воронежа, В. Салопов из Ярославля, А. Покидченко из Новосибирска, В. Ершова из Самары, М. Скоморохов из Перми. По своим задачам этой программе созвучна и другая — «Театральный город», благодаря которой в центре общественного внимания оказывается не один спектакль и даже не один театр, а театральная жизнь целого города.Так появились и с большим успехом прошли на московской сцене циклы «Театральный Воронеж», «Театральная Самара», «Театральная Пермь», «Театральный Омск» и другие.
   Если говорить о «национальных» программах Театра Наций, необходимо упомянуть Фестиваль театров Украины, который дал широкую панораму театрального искусства богатой творческими достижениями республики. К сожалению, первому в истории России подобному форуму было суждено стать и последним: через месяц перестал существовать сам СССР.
   Однако, и после распада Союза Театр Наций продолжал и продолжает заниматься тем, ради чего в значительной мере был создан: служить объединению огромного некогда общего театрального пространства, у которого общие корни и единая театральная школа. Чтобы ныне ни говорилось сегодня, но большинство европейски знаменитых режиссеров, проживающих в республиках бывшего Союза, обучались профессии в российских театральных учебных заведениях.
   Важным событием не только театральной, но и общественной жизни страны стал фестиваль стран Балтии, который Театр Наций провел в 1995 году, в пору, когда десятилетиями наработанные культурные связи стали разрушаться, и жители России стали знать об искусстве своих бывших сограждан меньше, чем, скажем, о театре Западной Европы или Америки. Мощный десант из стран Балтии, в котором приняли участие Русский драматический театр Эстонии и Пярнуский драматический театр «Эндла», Русский драматический театр Литвы и Вильнюсский малый драматический театр, Рижский театр русской драмы и Новый рижский театр, а также Санкт-Петербургский ТЮЗ им. А.А. Брянцева с культовым спектаклем середины 90-х «Преступление и наказание» в постановке режиссера Григория Козлова, открыл много нового как московским театралам, так и критикам.
   Среди международных проектов Театра Наций особое место занимает фестиваль «Окно в Нидерланды», осуществленный совместно с Министерством культуры России, Министерством Образования, Культуры и Науки Нидерландов, Министерством Иностранных Дел Нидерландов и Посольством Королевства Нидерландов в Москве. Уникальность этого фестиваля заключается в том, что его программу составили не только театр, но также и кино, и литература, и музыка, и танец, и живопись, и фотография: весь мощный арсенал видов и жанров современного искусства. Проект был приурочен к 300-летию Великого Посольства Петра I в Голландию. В течение двух недель, с 25 апреля по 8 июня 1997 года, в Москве проходили выставки и вернисажи, концерты классической и рок музыки, конференции и семинары, мастер-классы нидерландских музыкантов и фестиваль нидерландского кино; были показаны спектакли драматических и танцевальных трупп. Искусство Нидерландов было представлено во всем многообразии красок и идей. В ходе фестиваля проводились и совместные акции российских и голландских артистов, например, концерт российских и нидерландских музыкантов, российско-нидерландская постановка спектакля по Ф. Достоевскому «Неточка Незванова». И, конечно, настоящим праздником для российских любителей contemporary dance стала насыщенная и чрезвычайно разнообразная программа современного танца, в области которого Нидерланды занимают лидирующее положение в современном мире.
   Сотрудничество с Посольствами и Культурными Центрами зарубежных стран в Москве традиционно является одним из главных принципов деятельности Театра Наций. Театр постоянно сотрудничает с Посольством Франции и Французским культурным Центром в Москве, Британским Советом, Посольствами Японии, Швеции, Норвегии, а также Немецким культурным Центром им. Гете. Результатом этих плодотворных контактов стало, например, участие нескольких российских театров в одном из самых престижных в мире театральных форумов — Авиньонском театральном фестивале, а также появление российского фестиваля «Мини-Авиньон», который позволил привезти в нашу страну зарубежные спектакли, участвовавшие в Авиньонском фестивале. Важность этой акции для российской культуры переоценить трудно.
   Большим театральным событием в жизни столицы стал фестиваль, организованный Посольством Швеции и Театром Наций, — «Стриндберг в Москве», афишу которого составили лучшие российские постановки произведений великого шведского драматурга. Возможно, не так громко, но очень пронзительно «прозвучало» в Самаре и Москве выступление шведского коллектива «Театр молчания», работающего для зрителей с ограниченными возможностями слуха. Это стало возможным благодаря содействию Рикстеатра (Стокгольм), с которым Театр Наций связан плодотворными творческими узами. В Швеции искусство многих российских театров, таких как Санкт-Петербургский Молодежный театр на Фонтанке и Московский ТЮЗ, было представлено по инициативе Театра Наций.
   Среди «скандинавских» контактов Театра Наций необходимо отметить долговременное сотрудничество с Ибсеновским театральным фестивалем в Осло (Норвегия), где показывались спектакли российских театров. Еще одна совместная акция Посольства Норвегии и Театра Наций — гастроли Национального Театра Норвегии, которые состоялись впервые в истории взаимоотношений двух стран.
   Другой фестиваль родился благодаря совместным усилиям Британского Совета в Москве и Театром Наций и назывался «Твердая валюта». В Лондоне был представлен театральный авангард Москвы, Петербурга и российской театральной провинции. Быть может, одной из самых громких совместных акций стал проект Театра Наций с американской труппой «Данс Теллер» — спектакль «На пороге вечности», в котором участвовали, как российские, так и американские актеры. Исключительность этого проекта состояла в том, что впервые с российских подмостков заговорили на такую важную тему, как СПИД. Российско-американские контакты нашли также отражение в приглашении в Москву Театром Наций всемирно известного кукольного театра «Бред энд паппет» из США. Из последних проектов с зарубежными странами большой резонанс имел российско-турецкой фестиваль драматургии и театра, который проводился зимой 2000 года в Москве Театром Наций и Государственным Театром Турции при поддержке Министерств культуры обеих стран. Московский фестиваль, в котором приняли участие 13 российских театров, осуществивших постановки пьес крупнейших турецких драматургов, стал только началом рассчитанного на несколько лет проекта, который продолжат постановки российских режиссеров в Турции, гастроли в Турции российских театров. Важным этапом в развитии российско-турецких контактов стал первый международный фестиваль стран Черноморского бассейна (2000 год), в котором приняли участие 7 стран.
   Традиционно Театр Наций дает жизнь новым направлениям художественной жизни. Так «под крышей» Театра Наций родился и за последние годы сумел занять прочное положение в культурном ландшафте столицы фестиваль аутентичного музыкально-театрального искусства «Московское действо», который вот уже третий год подряд проходит во дворцах и усадьбах Москвы. А рядом с ним — другой фестиваль, получивший статус международного, — «Полярная звезда», который Театр Наций проводит в Мурманске, самом большом в мире городе, находящимся за Полярным кругом, и представляет в числе других спектакли стран Баренц-региона.
   Однако, Театр Наций не был бы театром, если бы не осуществлял самостоятельных постановок. Даже при отсутствии собственной сцены, увы, находящейся на реконструкции более десяти лет, было выпущено несколько самостоятельных постановок, часть — совместных. Среди последних: «В двух шагах от конца» (сопродукция с американским театром Stage I), «Прогулка в лесу» (совместно с Иейльским репертуарным театром) и «Полин…Полин…» (с французским театром Vivant). Еще одна, имевшая большой общественный резонанс совместная работа Театра Наций, — «История солдата», выпущенная в союзе с Московским театром им. Н.В. Гоголя и театральным агентством «Весь мир».
   В собственной репертуарной афише Театра Наций несколько работ: «Прощай, БДТ!» (моноспетакль известного петербургского артиста, режиссера и писателя Владимира Рецептера, где он выступает как автор и исполнитель); современная лирическая комедия «Все врут календари!» с участием Анатолия Ромашина и Лидии Федосеевой-Щукшиной, которая своей работой в этом спектакле дебютировала на драматической сцене; водевиль «Актеры меж собой» Сухарева-Никитина, где главную роль исполнила народная артистка России Ирина Муравьева (постановка режиссера театра и кино Леонида Эдлина).
   Сейчас в творческом портфеле Театра несколько интересных замыслов, вокруг которых уже идет подготовительная работа. Репетиции новых спектаклей начнутся в начале следующего сезона.
   Нынешний же театральный сезон ознаменован для Театра Наций выпуском двух собственных премьер в рамках III Всемирной театральной Олимпиады в Москве. Одна из них — спектакль режиссера Виктора Гульченко «Danse macabre» по пьесе А. Стриндберга «Пляска смерти». Другая — экспериментальная работа одного из самых радикальных украинских режиссеров Андрея Жолдака «Опыт освоения пьесы «Чайка» системой Станиславского». Эта работа является экспериментальной не только в художественном отношении. Театра Наций видит в ней своеобразный «опыт освоения сцены». Стосковавшись по собственной театральной площадке, он пошел на отчаянный шаг, приняв решение выпустить спектакль на сцене, полученной в свое владение в начале 90-х годов. Эта сцена для театральной России поистине уникальна: здесь работал знаменитый театра Федора Корша, а затем филиал МХАТа. Реконструкция здания, которое является историческим памятником, до сих пор не завершена, но нет сомнений в том, что бывший театр Корша сможет и станет настоящим Домом для подвижников необъятной театральной России и для театрального братства всего Света.
   Подводя итоги этого беглого очерка по истории Театра Наций, понимаешь, что несмотря на все сложности существования, он прочно вписался в контекст культурной жизни и Москвы, и России. Историю столичной театральной культуры уже невозможно представить без чеховского «Вишневого сада» Питера Брука или удивительного по нежности и пронзительности звучания спектакля «Улыбнись нам, Господи» Г. Кановичуса в режиссуре литовца Римаса Туминаса, без гастролей знаменитого американского театра «Брэд энд паппет» или потрясающих по своей силе актерских работ Богдана Ступки и Владаса Богданаса, без спектаклей Георгия Товстоногова, Льва Додина, Эймунтаса Някрошюса, Роберта Стуруа, Мика Миккивера и других режиссеров, встречи с которыми подарил Москве Государственный Театр Наций.



Подписка на новости

RSS поток всех статей с нашего сайта

Объявления
Реклама на сайте:

Войти на сайт

Логин:

 

Пароль:

Зарегистрироваться

Напомнить пароль




Создание сайтов и раскрутка сайтов

Copyright 2008 gosteatrnacij.theatreplanet.ru Все права защищены. Создание сайта. Раскрутка сайта.
Все права на материалы, находящиеся на сайте gosteatrnacij.theatreplanet.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Наши проекты