Статья в "МК"
Каждый пишет, как он слышит…
Попробуйте театральным профессионалам задать вопрос о современной пьесе. Ручаюсь, начнут сетовать на отсутствие хороших пьес, а те, что написаны, осуждать за погружение на дно или изматывающую грубость лексики. Тем временем в Театре наций поставили спектакль «Роман без ремарок» о еще не канувших в далекое прошлое 1990-х годах, воплотив на сцене одноименную пьесу Сергея Коробкова, написанную не на слэнге времен распада, а ностальгически образным, емким и чрезвычайно выразительным языком. Замечательно выбрана литературная основа – роман Виктора Слипенчука «Зинзивер», в котором маститый автор «просвечивает» точные наблюдения за жизнью игрой лирических и – как у Булгакова – острых наваждений.
На фоне еще не забытого быта, превращавшего людей в маски, исторических метаморфоз перестроечного периода, когда жизнь перекрывала любую фантасмагорию и была чуднее самого невероятного «сюра», замешивается интрига темных человеческих страстей. Жители единой коммунальной неустроенности ветром лиха превращаются в персонажей нового времени. Одни – в бизнесменов, владельцев концернов, холдингов, издательств, метят в правительство. Другие бомжуют, голодают, собирают бутылки, продают талант. К последним прибивает Митю Слезкина – главного герой этой притчи о поэте, который в России…
Фабульные повороты пересказывать не стоит, хотя, зная их, даже самый придирчивый зритель интереса не потеряет. Почему? Есть две догадки.
Во-первых, спектакль – кладезь театральных фантазий, замешанных на гротеске, завораживающих сценических ребусов, которые гадать не разгадать. В азартном мире, созданном режиссером Геннадием Шапошниковым, скучно не будет никому. Чего тут только нет: жуть общаги и демонстрации под транспарантами, свадьба и похороны, выступления оперного кумира и атомные взрывы, военные действия и даже тот мир, в котором все неминуемо окажутся, пройдя земной путь.
И, во-вторых. Главное в спектакле – борьба за любовь, история любви. Той, что не из скандальных хроник нашего времени, не из глянцевых журналов (где герои интервью легко объясняют, за что любят или почему расстаются), и даже не длинный, красивый роман из благородных судеб классического наследия. Митя любит Розочку (Татьяна Лянник) упоительно легко, для него это чувство – нормальное состояние. И над ним не властны ни адюльтеры, ни наркотики, ни болезни. Для него возлюбленная определяет и явную, и тайную жизнь. Когда она (жизнь) предлагает суровые испытания, то не умозрительное сострадание к обреченной на смерть бросившей его Розочке, еще так недавно взбалмошной и увлекающейся, а борьба за любимую толкают Митю в водоворот событий.
Они происходят на маленькой сцене, превращенной фантазией Виктора Герасименко в массивную конструкцию из заводских труб. Они трансформируются то в убогие жилища, то в кремлевские пейзажи, то в огнедышащие печи, то в поля сражений. А вокруг, по железнодорожным рельсам, сметая надежды, будет проноситься кровать. Странный спектакль, сотканный из пестрых биографий и многоголосья действий, являет собой феномен нового искусства. А оно, как показывает история, никогда не возникает благодушно. Взрывается кичем, будоражит привычные формы, вскрывает пороки, прославляет невероятные чувства, бросает вызов устоявшимся театральным нравам. Так и случилось с «Романом без ремарок».