ИСТОРИЯ ТЕАТРА
Государственный Театр Наций разместился в историческом театральном здании, расположенном недалеко от Пушкинской площади между Петровкой и Большой Дмитровкой - в Петровском переулке. Прежде (1946-1992) переулок назывался улицей Москвина (в честь выдающегося артиста Художественного театра И.М.Москвина), а до этого времени носил теперешнее название - Петровский. Еще раньше, в XVIII и XIX вв., назывался Богословским. Переименован же в Петровский был по причинам сугубо практического характера, дабы его не путали с другим Богословским переулком, находящимся неподалеку - у Тверского бульвара.Этот старый кирпичный типично московский дом был выстроен на земле купцов Бахрушиных, и с 1885 года в нем помещался крупнейший российский частный театр - Русский драматический, более известный как театр Корша.
Федор Адамович Корш, известный русский театральный деятель и антрепренер, основал свой театр в 1882 году после того, как была ликвидирована монополия императорских театров в обеих столицах. Три первых сезона новый театр обитал в Камергерском переулке, в том самом доме, где через двадцать лет, в 1902 году, обосновался Московский Художественный театр.
"История коршевского театра, одного из ранних и самых стойких русских частных театров, богата и поучительна, особенно в наше время, когда этот тип театра, перемахнув полувековую полосу запрета и забвения, пытается возродиться", - пишет в сборнике "Путешествие из Москвы в Москву" критик и историк театра Татьяна Шах-Азизова.
И, действительно, опыт Корша, умело сочетавшего в своей предпринимательской деятельности на театре просветительское и коммерческое начала, мог бы пригодиться сегодняшним антрепренерам. Театр Корша долгие годы оставался одним из самых известных в Москве. Огромную роль в этом сыграло продуманное привлечение молодого зрителя: Корш ввел утренники по воскресеньям и в праздничные дни. Главная их особенность - снижение цен на билеты и строго выдержанная линия репертуара: юношество могло видеть по утрам прекрасные постановки по произведениям русской и зарубежной классики. Таким образом, формируя аудиторию утренних спектаклей, театр расширял и зрительский круг вечерних.
Одним из самых больших достижений Театра Корша был высокий уровень исполнительского мастерства, спектакли театра традиционно славились сильным актерским составом: в разные годы на его сцене играли многие известные и выдающиеся русские актеры.
Театр просуществовал долго - до начала 30-х гг. В 1918 году он перешел к другому владельцу (М.М.Шлуглейту), а в сезоне 1925-1926 гг. стал государственным и назывался "Комедия" (бывш. Корш). В 1932 году театр был закрыт, а в его здании, как это уже было однажды в истории, опять разместился Московский Художественный театр, устроивший здесь свой филиал.
В настоящее время здание бывшего театра Корша принадлежит Государственному Театру Наций, который в своей деятельности наследует многие традиции своего выдающегося предшественника - Ф.А.Корша. Приближается к окончанию долгожданная реконструкция здания - памятника истории культуры. Скоро под его сводами вновь зазвучат голоса артистов, а в фойе будет стоять гомон голосов прогуливающихся в антракте зрителей.
Театр Наций - именно тот театральный институт (независимый и в то же время поддерживаемый государством), который стремится приглашать для работы наиболее талантливые творческие индивидуальности и целые коллективы, сохранять высокую театральную культуру русской сцены и отражать пути современного развития общетеатрального процесса.